Молодежь и заводы: истоки большого конфликта

В последние годы в прессе все чаще появляются заголовки о выраженном дефиците молодых кадров на российских производствах. Проблема стала наиболее осязаема в 2022 году: часть специалистов перешли на работу в оборонно-промышленных комплекс, часть - утекла за рубеж. Ситуация обостряется общей демографической ситуацией: старение кадров на рынке труда и невостребованность работы на производстве создает серьезные вызовы как для отдельных работодателей, так и для государства в целом.
По данным Центробанка, обеспеченность кадрами в России в I квартале 2025 года оказалась вблизи исторического минимума. Самую сильную нехватку кадров сейчас испытывают сферы обрабатывающего производства, сельского хозяйства, промышленности и добычи полезных ископаемых.
Представители власти и руководители предприятий отчитываются об острой нехватке молодых кадров. В некоторых отраслях некомплект достигает 60%. Предприятия массово повышают зарплаты и снижают требования к квалификации персонала. Но комплексно проблемы это не решает. Ведь ключевая проблема «естественного старения» заводов вовсе не в бумагах и цифрах. Она - на уровне общественного мнения.
Одной из основных причин, по которой молодые люди не хотят работать на производстве, является негативное представление о такой работе. Многие считают, что производственная деятельность не интересна, монотонна и тяжела. Кроме того, существует стереотип о том, что на производстве нет возможностей для карьерного роста и развития.
На просторах Интернета можно найти множество исследований и практических советов о том, как привлечь молодежь на заводы. В основном они носят достаточно поверхностный характер. В качестве причин лидирует низкий имидж такой работы, квалификационные требования и зарплаты. Как правило, все они сформулированы с точки зрения работодателя и сводятся к обвинению молодежи в желании «получить все и сразу».
Так, директор по персоналу ОК РУСАЛ Анна Соломеина в своих выступлениях не раз жаловалась на инфантилизм молодого поколения:
Конечно, сегодня идет увеличение объемов производства во всех отраслях. Но молодежь сегодня инфантильная и предпочитает идти туда, где будет полегче. Они хотят, чтобы было полегче и, в то же время, было побольше по оплате.
Однако, на просторах Сети можно найти можно найти и другую точку зрения - честные и яркие рассказы бывших заводчан, их друзей и родных. И они, как и ожидалось, не проблему смотрят с совсем иного ракурса... Мы собрали три небольшие истории с просторов Интернета, чтобы понять, так ли проблема проста, как это кажется на первый взгляд:
Источник: https://ig-store.ru/publications/delo-ne-tol-ko-v-zarplate-pochemu-molodezh-uhodit-s-zavodov
Источник: https://t-j.ru/unemployed-lychshee-vremya-v-zhizni/
Чем больше таких историй видишь, тем больше сомневаешься: в зарплате ли дело? Так ли инфантильны и ленивы современные молодые люди? Или за этим стоит что-то большее?
Проанализировав кучу таких историй, становится понятно, что все они имеют кое-что общее. Все рассказчики увольнялись вовсе не из-за жажды легких денег. Скорее - от абсолютно устаревшего типа управления и полной закрытости предприятий от прогрессивного и нового. Полное неприятие личной инициативы, устаревшие технологии и регламенты - вот настоящие причины бегства молодежи с производств. Ни физический труд, ни долгая и сложная учеба не страшат молодых специалистов так, как пугает перспектива получить выговор за лишнюю минуту в туалете.
Какой вывод из этого мы можем сделать? Заводам необходимо меняться. Принимать реалии сегодняшних дней, находить новые подходы и новых управленцев, которые знают, как сделать производство местом, где сотруднику будет комфортно, а свежие идеи будут учитываться и внедряться.
И, возможно, совсем скоро мы увидим первые плоды таких перемен. Первопроходцы - уже есть. Чего только стоит бренд «ПриТЯГАтельный завод» от СПКБ Техно. Известный уже на всю Россию, он стал ярким примером того, что работа на заводе может (и должна быть!) актуальной, стильной, приятной и почетной.
И, конечно, мы надеемся, что такая тенденция будет шириться и расти. Ведь проблема-то вовсе не в инфантильной молодежи. Проблема - в переменах мышления и времени, которые не все готовы принимать. И чем быстрее она решится - тем быстрее гордая профессия заводчанина снова станет востребованной и почетной.